- Адаптация и интеграция иностранных граждан.
Миграция как сложный социальный процесс всегда связана с взаимным влиянием принимающего общества и сообществ иностранных граждан.
Взаимодействие между местными жителями и иностранными гражданами сопровождается приспособлением иностранных работников к новым социальным, культурным, экономическим, правовым условиям с возможным последующим включением в культурную, социальную и экономическую жизнь страны, к новым условиям и включения в систему общественных отношений называются, соответственно, адаптацией и интеграцией.
Адаптация иностранных граждан – процесс усвоения иностранным гражданином или лицом без гражданства образцов поведения, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему существовать и успешно действовать в принимающем обществе. Адаптация тесно связана с получением иностранным гражданином официального статуса и легализацией его пребывания.
Интеграция иностранных граждан – процесс включения иностранного гражданина или лица без гражданства в систему социальных, правовых и культурных отношений принимающего общества в качестве его полноправного и постоянного члена; зачастую связана с получением иностранным гражданином права на временное или постоянное проживание в стране, а также с получением гражданства принимающей страны.
Адаптация и интеграция связаны между собой, только успешно адаптировавшийся к социальным, культурным, экономическим и правовым реалиям принимающего общества иностранный гражданин может в процессе своей жизнедеятельности постепенно интегрироваться в местное сообщество и стать его полноправным членом.
Результатом адаптация и интеграция является приобретение иностранным гражданином определенного социального и правового статуса.
С точки зрения социальных наук иностранные граждане являются социально исключенной группой по отношению к принимающему обществу. Социальное исключение означает, что у иностранных граждан отсутствует или ограничен доступ к ресурсам, правам и благам, доступным для граждан России.
Стратегия успешной адаптации иностранных граждан может быть построена на стратегии доступа:
к информации: возможность получить корректную информацию о законодательстве, механизмах правовой поддержки, культурных особенностях и нормах поведения, о рабочих местах и вакансиях и т.д.
к правовому статусу: возможность получить легальный правовой статус - например, оформление патента на работу означает получение иностранным гражданином статуса иностранного работника;
к инфраструктуре: возможность пользоваться социальной, жилищной, транспортной, культурной, экономической инфраструктурой города.
к ресурсам и услугам: экономическая, правовая, социальная и культурная возможность воспользоваться поддержкой государства и общества, получить необходимые услуги, достичь приемлемого уровня жизни и потребления и в конечном счете реализовать себя в новых условиях как полноправного участника экономической, социальной и культурной жизни.
В процессе адаптации иностранному гражданину необходимо приобрести правовой и социальный статус (оформить документы, дающие право пребывать на территории РФ), определить свою экономическую нишу (найти работу), обеспечить базовые социальные, экономические и культурные потребности (жилье, питание, постоянный доход, общение с окружающими).
В случае, если иностранный гражданин намерен остаться в России на длительный срок, ему необходимо решать проблемы доступа к информации, к статусу, к инфраструктуре, к ресурсам и услугам в режиме, способствующем постоянному проживанию в нашей стране т.е. интегрироваться в российское общество.
В процессе интеграции иностранный гражданин оказывается вовлечен в действие различных социальных институтов.
Экономическая ниша, которую занимает иностранный гражданин, его профессия и уровень достатка определяют его место в профессиональном сообществе, принадлежность к определенному социальному классу.
Стремление сохранять свою культурную и этническую идентичность, поддерживать связи с соотечественниками вовлекает иностранного гражданина в деятельность национальных диаспор.
Взаимоотношения с принимающим обществом, с местными жителями, дружеские отношения с соседями из их числа влияют на локальную идентичность иностранного гражданина - он начинает постепенно отождествлять себя с местным населением, перенимать его привычки и во все большей мере чувствовать себя местным жителем.
В случае же опоры исключительно на друзей, родственников и соотечественников из страны происхождения, на социальные связи и общение исключительно с соотечественниками иностранный гражданин оказывается вовлечен в миграционные сети, что может вести к обособлению от местного населения, неприятию его традиций и норм, формированию этнических анклавов.
Важно иметь в виду, что иностранный гражданин фактически интегрируется в то сообщество (местное, национальное, религиозное), через которое он получает доступ к необходимым ресурсам.
- Основные подходы к адаптации и интеграции иностранных работников и профилактике межнациональной напряженности.
Реализация мер, направленных на интеграцию иностранных работников, предполагает следование определенным принципам:
интеграция — процесс, которому иностранные граждане должны быть подвержены как в индивидуальном порядке, так и как определенная социально уязвимая группа;
ответственность за интеграцию лежит как на самих иностранных граждан, так и организациях и населении принимающей страны;
принимающее общество несет ответственность за то, чтобы реализация правового статуса иностранных граждан способствовала их участию в экономической, социальной, культурной и гражданской жизни общества;
иностранные граждане, в свою очередь, должны уважать фундаментальные нормы и ценности принимающей стороны и активно участвовать в процессе интеграции - без потери своей собственной идентичности.
Главным условием успешной адаптации иностранных граждан в принимающем обществе является знание языка страны пребывания. Именно знание русского языка дает возможность получения информации о правилах трудоустройства в России, уменьшает шансы вовлечения в неформальную занятость, снижает зависимость от земляков и значимость миграционных сетей. Владение русским языком расширяет возможности контактов с местным населением, обеспечивает реализацию социально-экономических прав иностранных граждан (на профессиональное обучение, получение медицинской помощи и т. д.).
Действия диаспор могут содействовать формированию у иностранных граждан стремления к адаптации и интеграции в российский социум и соответственно влияют на их взаимоотношения с местным населением: разъяснение иностранным работникам требований российского миграционного законодательства, содействие в оформлении разрешительных документов и легализации правового статуса; помощь в освоении русского языка; использование ресурсов социальных сетей диаспор для решения вопросов пребывания и трудоустройства мигрантов; неформальное покровительство и защита мигрантов.
- Основные тенденции и аспекты адаптации иностранных работников.
Иностранные трудовые мигранты являются сложной с точки зрения организации непосредственного взаимодействия социально уязвимой группой населения.
Реализация мер по адаптации иностранных граждан требует учета основных особенностей данной социально уязвимой группы и должна быть направлена на преодоление основных рисков, связанных с определенными правовыми, социальными, экономическими, культурными аспектами.
Правовые аспекты.
Как правило иностранные граждане имеют низкий уровень правовой грамотности, обусловленный недостатком актуальной информации о миграционном законодательстве и его изменениях, привычкой обращаться за содействием, прежде всего, к своим друзьям и знакомым. Таким образом, содействие адаптации иностранных граждан предполагает информирование иностранных граждан о нормах миграционного и трудового законодательства, механизмах защиты своих прав, возможностях получения государственной поддержки.
Социальные аспекты.
Интеграция иностранных граждан невозможна без постоянного взаимодействия с местным населением, формирования позитивных, дружеских взаимоотношений на местном уровне. Пространство взаимодействия иностранных граждан и местного населения зачастую ограничено их рабочим местом. Представляется необходимым содействовать социальной интеграции иностранных граждан посредством развития форматов взаимодействия на местном уровне, повышению информированности жителей.
Культурные аспекты.
Зачастую иностранные работники, прибывшие в Российскую Федерацию, испытывают «культурный шок». Данное явление обусловлено следующими факторами:
1) растет доля трудовых мигрантов из сельской местности, плохо знакомых с ценностями городской культуры и городским образом жизни;
2) ухудшается уровень владения русским языком в странах происхождения иностранных граждан;
3) в странах происхождения иностранных граждан возрастает роль религии и норм традиционной культуры, подразумевающих иные поведенческие стереотипы, нежели принятые в России.
Для преодоления культурного шока необходимо:
информировать иностранных граждан о нормах, ценностях и стереотипах поведения, присущих местному населению;
создавать условия для вовлечения иностранных граждан в культурную жизнь (проведение мероприятий направленных на ознакомления трудовых мигрантов с историей, культурой Российской Федерации, ценностях прививаемых в гражданском обществе, организовывать мероприятия направленные на знакомства с культурой, праздниками как трудовых мигрантов так и местного населения) содействовать изучению мигрантами русского языка и культуры;
проводить местные культурные мероприятия с вовлечением в них иностранных граждан (проведение мероприятий приуроченных к празднованию общегосударственных праздников «День Победы», «День России», «День Государственного флага Российской Федерации», «День Народного Единства»);
способствовать информированию местных жителей о культуре и положении иностранных граждан.
- Планирование мероприятий по адаптации и интеграции иностранных работников.
При планировании мероприятий по адаптации и интеграции иностранных работников важно иметь в виду следующие моменты:
- Каждый человек имеет индивидуальные стратегии поведения и психологические установки, на которые влияют прежде всего личные жизненные обстоятельства и опыт, а не только и не столько этнические, социальные, религиозные характеристики и принадлежность к гражданству;
- Различные этнические культуры и религии имеют много общего — общие элементы идентичности следует подчеркивать. Такой подход поможет формированию общей гражданской идентичности, комфортной для каждого вне независимости от его религиозной и этнической принадлежности;
- Необходимо поддерживать участие иностранных работников и местных жителей в совместных формах активности и общественной жизни, включая культурные и интеграционные мероприятия: площадки и форматы взаимодействия, построенные на основе взаимного интереса, уважения и солидарности между мигрантами и местным населением позволят сформировать местные сообщества, нетерпимые к националистическому и фундаменталистскому экстремизму.
При планировании и проведении культурно-досуговых мероприятий в сфере адаптации и интеграции иностранных работников необходимо соблюдать следующие условия:
- Общий интерес: проект должен представлять интерес как для мигрантов, так и для местного населения, должен быть адекватен их запросам.
- Общая польза: участие в проекте должно приносить практическую пользу как мигрантам, так и представителям местного населения.
- Учет особой специфики: необходимо понимать и учитывать культурные, религиозные, социальные и этнические особенности групп населения, для которых проводится мероприятие.
- Творческое использование интерактивных культурных практик: традиционная культура — богатый источник вдохновения для форматов социального взаимодействия, таких как танцы, песни, практики взаимопомощи и благотворительности и др.
- Индивидуальное и неконкурентное участие: участники не должны быть сгруппированы по этническому, социальному, религиозному признаку в команды, способные победить или проиграть в соревновании.
- Активное вовлечение: особое внимание должно быть обращено на вовлечение представителей мигрантов и местного населения в процесс подготовки и проведения мероприятий, должно осуществляться своевременное и эффективное информирование о мероприятии и вовлечение мигрантов в качестве его участников.
- Взаимообмен опытом: мероприятие должно предполагать формат, в рамках которого возможно будет организовать активное и взаимовыгодное взаимодействие мигрантов и местного населения.
- Солидарность и толерантность: участники проекта должны воспринимать эти принципы в качестве действенных и руководящих, в реализации проекта не следует допускать дискриминации и языка вражды в отношении участников.
- Прямой контакт: непосредственное позитивное взаимодействие представителей мигрантов и местного населения способствует преодолению этнических стереотипов и ведет к гармонизации межнациональных отношений.
Общая идентичность: формат культурного мероприятия должен подчеркивать общее, а не различное, в культуре и иных особенностях участвующих групп, вызывать сопричастность местному сообществу, гендерным и иным социальным группам (женщины, мужчины, рабочие, соседи, жители одного города, района, муниципалитета и т.д.) вне зависимости от гражданства, национальности и религиозных взглядов
ПАМЯТКА ИНОСТРАННОМУ ГРАЖДАНИНУ, ПЛАНИРУЮЩЕМУ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА ТЕРРИТОРИИ
ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГЛАВЛЕНИЕ
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ.. 3
НОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНИНОМ.. 5
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА.. 8
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЕ ЧЕЛОВЕКА 10
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПРИВИВКИ.. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНИНОМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.. 13
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕДЕНИЮ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ.. 14
ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ, КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЙ 17
КРАТКАЯ ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
Иркутская область – субъект Российской Федерации, занимающий стратегически важное экономико-географическое положение в центре азиатской части России, в южной части Восточной Сибири, граничит с Красноярским и Забайкальским краями, с Республиками Бурятия, Саха (Якутия) и Тыва.
Площадь области превышает 774 тыс. км2. На ее территории смогла бы поместиться любая европейская страна.
Резко континентальный климат Иркутской области определяется большой протяженностью территории с севера на юг и с запада на восток.
Продолжительной холодной зимой характеризуется климат региона. В южной части Иркутской области климат более мягкий благодаря воздействию озера Байкал – одного из главных сокровищ российской природы, самого глубокого озера в мире (1637 м в глубину). Вода Байкала уникальна по своей чистоте и составляет около 20% от всех запасов пресной воды в мире.
Численность населения субъекта составляет 2,4 млн человек.
Административный центр Иркутской области – город Иркутск, расположенный в 5042 км от Москвы, в городе проживает 624 тыс. жителей.
Система административно-территориального устройства Иркутской области включает 454 муниципальных образования, в том числе 10 городских округов, 32 муниципальных района, 58 городских поселений, 354 сельских поселения.
Территория Приангарья располагает большими запасами природных ресурсов, что является уникальной возможностью для устойчивого развития региона. Здесь расположены крупные запасы золота, каменного угля, природного газа, нефти.
Ведущими видами деятельности являются добыча полезных ископаемых, металлургическое и химическое производство, производство и распределение электроэнергии, газа и воды. Машиностроительный комплекс объединяет группу предприятий разного профиля, производящих разнообразную продукцию, включая сложную современную авиационную технику, электротехническую продукцию, различное оборудование.
Иркутская область обладает развитой электроэнергетической системой, которая включает в себя работу тепловых электростанций и гидроэлектростанций. На основе гидроэнергоресурсов реки Ангары создан крупнейший и самый эффективный в мире каскад ГЭС (Иркутская, Братская и Усть-Илимская).
Агропромышленный комплекс является важнейшей отраслью экономики региона, его центральным звеном является сельское хозяйство, которое выступает основным источником продуктов питания и сырья для перерабатывающей промышленности.
Иркутская область имеет широко развитую социальную инфраструктуру.
В государственных учреждениях здравоохранения населению региона предоставляется бесплатная медицинская помощь. В ведущих медицинских центрах области проводятся большинство известных в мире и эффективных высокотехнологичных медицинских вмешательств в кардиохирургии, сосудистой хирургии, нейрохирургии, онкологии, онкогематологии, трансплантологии, травматологии и других направлениях.
Система образования является одной из базовых отраслей социального сектора региона, которая представлена образовательными организациями, реализующими дошкольные, общеобразовательные и профессиональные программы, включая основные и дополнительные.
В Иркутской области сосредоточен один из самых крупных среди восточных регионов Российской Федерации научный потенциал. Он включает академические институты Иркутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук, институты Восточно-Сибирского научного центра Сибирского отделения Российской Академии медицинских наук, научно-исследовательские организации сельскохозяйственного направления, прикладные научно-исследовательские и проектные институты.
Приангарье является организатором многих культурных событий общероссийского и международного уровня, в том числе ежегодного международного фестиваля академической музыки «Звезды на Байкале», Всероссийского театрального фестиваля современной драматургии им. А. Вампилова, Байкальского международного кинофестиваля документальных, научно-популярных и учебных фильмов «Человек и природа».
В регионе особое внимание уделяется вопросам развития физической культуры и спорта, улучшению спортивной инфраструктуры и поддержке спортсменов и тренеров. Иркутские спортсмены входят в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, включая участие в Олимпийских играх.
Иркутская область имеет все условия для развития индустрии туризма круглый год. Один из самых популярных видов туризма на Байкале – это экотуризм: теплые бухты, красивейшие природные ландшафты, живописные тропы.
Природа подарила региону немалое количество курортных мест и санаториев с лечебными и минеральными водами. Целебные источники, количество которых превышает за сотню, специализируются на лечении заболеваний органов кровообращения и нервной системы, заболеваний системы пищеварения, системы кровообращения, дыхательной системы, эндокринной системы, костно-мышечной системы.
Для ценителей активного отдыха наиболее привлекательными местами являются хребты Хамар-Дабан, Приморский, Северо-Байкальский, отроги Саян, Олхинское плато. Эти уникальные места не только для альпинизма, но и для занятия горнолыжным спортом, где с ноября по май лежит снег, что позволяет наслаждаться восхитительными панорамами и свежим воздухом всю зиму.
НОРМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПОРЯДКЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНИНОМ
Иностранные граждане вправе вступать в трудовые отношения на территории Российской Федерации по достижении ими 18 лет (ч. 3 ст. 327.1 ТК РФ).
Согласно ч.1 ст. 65 ТК РФ при заключении трудового договора иностранный работник должен представить работодателю документы, предусмотренные для всех категорий работников.
Паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, трудовую книжку (за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства), страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования РФ (СНИЛС), документ об образовании (квалификации или наличии специальных знаний), если этого требует работа, справку
о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, если этого требует данный вид трудовой деятельности.
При заключении трудового договора впервые трудовую книжку и страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования иностранному работнику оформляет работодатель (ч. 4 ст. 65 ТК РФ).
Специальные документы, определенные в ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ.
Договор (полис) ДМС, действующий на территории РФ, при заключении
трудового договора должен представить временно пребывающий иностранец.
Иностранный работник может не представлять такой договор (полис), если работодатель заключит с медицинской организацией договор, на основании которого этому работнику будут предоставляться по минимуму - первичная медико-санитарная помощь, неотложная специализированная медицинская помощь. Работодателю при приеме иностранца на работу стоит проверить соответствующий сертификат. Если его нет, то до заключения трудового договора работник должен пройти медосмотр.
Согласно Федеральному закону от 1 июля 2021 года № 274-ФЗ, О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» согласно которому иностранцы старше 6 лет, въезжающие на территорию РФ обязаны пройти медицинский осмотр и процедуру дактилоскопии и фотографирования.
Разрешение на работу или патент. Один из этих документов при заключении трудового договора должен представить временно пребывающий иностранец.
Для контроля миграционного статуса временно пребывающего иностранного гражданина, цели его визита в РФ при трудоустройстве работодатель вправе попросить его предъявить миграционную карту.
Иностранный работник вправе предъявить разрешение на работу работодателю и после заключения сторонами трудового договора (ч. 2 ст. 327.3 ТК РФ).
Трудовой договор с иностранным работником помимо обязательных сведений и условий, предусмотренных ч. 1 - 2 ст. 57 ТК РФ, должен содержать ряд особенных сведений и условий.
Это сведения о полученном разрешении на работу вносятся в трудовой договор в порядке, установленном ч. 3 ст. 57 Трудового кодекса.
Условие об основаниях оказания такому работнику медицинской помощи в течение срока действия трудового договора.
В этом пункте следует указать реквизиты договора (полиса) ДМС либо договора, заключенного работодателем с медицинской организацией о предоставлении такому работнику платных медицинских услуг.
Согласно ч. 5 ст. 327.1 ТК РФ с иностранным работником заключается трудовой договор на неопределенный срок.
Срочный трудовой договор с иностранцем может быть заключен только при наличии общих оснований, предусмотренных ст. 59 Трудового кодекса.
В общем порядке до заключения трудового договора иностранного работника нужно ознакомить под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором (при его наличии) (ч. 3 ст. 68 ТК РФ).
Статьей 327.6 ТК РФ определены основания прекращения трудового договора с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства.
1) приостановление действия, окончание срока действия, аннулирование
разрешения на привлечение и использование иностранных работников;
2) аннулирование или окончание срока действия разрешения на работу или патента;
3) аннулирование или окончание срока действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации;
4) аннулирование или окончание срока действия вида на жительство в Российской Федерации;
5) окончание срока действия на территории Российской Федерации договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг;
6) приведение численности работников, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в соответствие с установленными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации ограничениями на осуществление трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства;
7) невозможность предоставления работнику прежней работы по окончании срока временного перевода в соответствии с частью второй статьи 327.4 ТК РФ;
8) невозможность временного перевода работника в соответствии с частью третьей статьи 327.4 ТК РФ.
Трудовой договор подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным пунктами 5 - 8 части первой настоящей статьи, по истечении одного месяца со дня наступления соответствующих обстоятельств.
По основанию, предусмотренному пунктом 9 части первой настоящей статьи, трудовой договор прекращается не позднее окончания срока, установленного соответствующими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
О прекращении трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 10 и 11 части первой настоящей статьи, работник, являющийся иностранным гражданином или лицом без гражданства, должен быть предупрежден в письменной форме работодателем не менее чем за три календарных дня до увольнения.
Статьей 327.7 ТК РФ определены гарантии и компенсации при расторжении трудового договора и выплаты выходного пособия работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, так наряду со случаями, предусмотренными частью седьмой статьи 178 ТК РФ, выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка выплачивается работнику, являющемуся иностранным гражданином или лицом без гражданства, при расторжении трудового договора в связи с приостановлением действия или аннулированием разрешения на
привлечение и использование иностранных работников, на основании которого такому работнику было выдано разрешение на работу.
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА
На трудовые отношения между работником, являющимся иностранным
гражданином или лицом без гражданства, и работодателем распространяются правила статьи 327.1-327.7 ТК РФ и иными актами, содержащими нормы трудового права, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральными законами или международными договорами Российской Федерации трудовые отношения с работниками, являющимися иностранными гражданами или лицами без гражданства,
регулируются иностранным правом.
Работник обязан:
- добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
- соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
- соблюдать трудовую дисциплину;
- выполнять установленные нормы труда;
- соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
- бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
Защита трудовых прав. Согласно
ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, которые установлены федеральным законом или международным договором.
На основании ст.11 Трудового Кодекса Российской Федерации его нормы распространяются также и на трудовые отношения с участием иностранных граждан.
Основными государственными органами, которые осуществляют контроль за соблюдением трудовых прав, являются прокуратура и Государственная трудовая инспекция.
В случае нарушении прав трудового законодательства работник может
обратиться с соответствующим обращением в указанные органы. На основании поступивших обращений прокуратура, а также трудовая инспекция вправе проводить проверки работодателя, выдавать ему обязательные для исполнения предписания, в том числе о восстановлении на работе незаконно уволенных работников и выплате задолженности по заработной плате. Кроме того, за нарушение трудового
законодательство предусмотрена и административная ответственность работодателя.
За защитой своих трудовых прав иностранные граждане наравне с гражданами Российской Федерации вправе обратиться в суд общей юрисдикции.
Работник вправе обратиться в суд с иском к работодателю в течение трех месяцев, со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. В случае если предметом исковых требований является требование о выплате задолженности по заработной плате, трехмесячный срок начинает исчисляться только с момента увольнения работника.
По спорам о незаконном увольнении работник вправе обратиться в суд в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня вручения ему трудовой книжки. При пропуске по уважительной причине данные сроки могут быть восстановлены судом.
Обращаться работнику необходимо в суд по месту юридического адреса
работодателя.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ И ЛИЧНОЙ ГИГИЕНЕ ЧЕЛОВЕКА
Здоровье является важнейшим нематериальным благом, принадлежащим человеку. Отсутствие этого блага, по существу, сводит к нулю все остальные материальные и нематериальные блага. Соответственно, право на охрану здоровья - одно из важнейших социальных прав человека.
Охрана здоровья осуществляется с помощью норм различных отраслей права: уголовного, административного, гражданского, трудового, семейного и др.
В самом общем виде о праве на здоровье говорится в Конституции
РФ. В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Речь идет как о пропаганде здорового образа жизни, развитии физкультуры и спорта и профилактике профессиональных и иных заболеваний, так и о создании системы лечебных учреждений и оказании в них квалифицированной медицинской помощи. Кроме того, в ст.41 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Аналогичная норма содержится и в Законе об основах охраны здоровья граждан. Так, в ст.18 сказано, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией продуктов питания соответствующего качества, качественных, безопасных и доступных лекарственных препаратов, а также оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
Следует учитывать то обстоятельство, что охрана здоровья гражданина осуществляется на двух уровнях: национально - правовом и международно-правовом. Россия является участницей целого ряда международных договоров и конвенций, направленных на охрану здоровья. Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения и др. Положения международных соглашений находят свое отражение в Федеральном законе № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Помимо Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» законодательство в сфере здоровья включает в себя иные правовые акты, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации. Важное значение имеет Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федеральный закон от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1
«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и др. Однако все они не должны противоречить Закону об основах охраны здоровья граждан.
Понятие гигиена - чрезвычайно емкое понятие. Оно включает в себя режим условий труда и отдыха, рациональное питание, соблюдение правил ухода за телом, применение гигиенических средств и многое другое.
Личная гигиена - это свод правил поведения человека в быту или на производстве. В узком понимании - гигиеническое содержание тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушение требований личной гигиены может негативно сказаться на здоровье не только одного человека, но и больших групп людей (коллективы, семьи, члены различных сообществ).
Более подробно с правилами личной гигиены можно ознакомиться по ссылке на официальном сайте ФБУЗ «Центр гигиенического образования населения» Роспотребнадзора (http://cgon.rospotrebnadzor.ru/content/62/132).
СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ И ПРИВИВКИ
Согласно статье 43 Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний,
представляющих опасность для окружающих, утвержден постановлением
Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих».
Согласно ст. 35 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» профилактические прививки проводятся гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней».
Согласно ч.1 ст.10 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней.
Согласно ч.3 ст.10 Федерального закона № 157-ФЗ календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому
регулированию в сфере здравоохранения.
Медицинские противопоказания к проведению профилактических прививок препаратами национального календаря прививок, утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 9 января 2002 года.
Перечень медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19, утверждены Приказом Минздрава России от 13 января 2022 года № 8н «Об утверждении перечня медицинских противопоказаний к проведению профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ БРАКА ИНОСТРАННЫМ ГРАЖДАНИНОМ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Для заключения брака с необходимо подать заявление в органы ЗАГС, регистрирующие брак с иностранными гражданами, в письменной или электронной форме и предъявить необходимые документы.
Вместе с заявлением о заключении брака лица, вступающие в брак, должны предъявить:
документы, удостоверяющие личность каждого из них. Документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, должен быть снабжен заверенным переводом на русский язык;
квитанцию об уплате госпошлины;
документ (справка), выданный компетентным органом иностранного государства, подтверждающий семейное положение гражданина этого государства, желающего заключить брак, и соблюдение установленных условий заключения брака;
документ о прекращении предыдущего брака, если один из супругов ранее состоял в браке.
Если иное не установлено международным договором Российской Федерации, все документы о семейном положении иностранца должны быть легализованы и снабжены заверенным переводом на русский язык.
Перевод документов на русский язык заверяют или консульство (посольство) государства, гражданином которого является будущий супруг, или министерство иностранных дел, или иной компетентный орган этого государства либо нотариус.
Следует отметить, что для Российской Федерации вступила в силу Европейская конвенция от 7 июня 1968 года, которая предусматривает освобождение от консульской легализации документов, составленных сотрудниками дипломатических представительств и консульских учреждений стран - участниц Конвенции.
Гражданин Российской Федерации, брак которого с иностранцем зарегистрирован на территории иностранного государства компетентным органом, должен направить по месту своего жительства в орган ЗАГС или консульское учреждение Российской Федерации за пределами Российской Федерации уведомление с приложением документа компетентного органа иностранного государства (копии, электронного образа) и его заверенного перевода на русский язык, а также документа, удостоверяющего личность (копии, электронного образа).
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОВЕДЕНИЮ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ
К общественным местам относятся места значительного скопления граждан (улицы, площади, парки, стадионы, транспорт), а также любые места, свободные для доступа неопределенного круга лиц, в которых могут находиться люди (подъезды, пешеходные переходы, остановки, торговые центры, залы ожидания и др.).
Наиболее важными среди нормативных актов, регламентирующих правила пребывания людей в общественных местах, можно назвать Федеральный закон от 23 февраля 2013 года № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. ст. 6.24, 20.1, 20.20, 20.21, 20.2.2).
Что касается административных правонарушений, которые не
связаны с употреблением алкоголя или табака в общественных
местах, то наиболее распространенными являются правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, которой установлена ответственность за мелкое хулиганство, то есть нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.
Другим достаточно актуальным и распространенным административным
правонарушением является ст. 20.2.2 КоАП РФ, которая устанавливает
ответственность за организацию не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное
пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли
нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 и 3 ст. 20.2.2 КоАП РФ, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Ключевым здесь является факт создания помех движению пешеходов,
автомобилей или доступу граждан к объектам социальной инфраструктуры,
совершенный в общественном месте.
Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака, потребление никотинсодержащей продукции или использование кальянов (за исключением случаев, установленных ч. 2 данной статьи):
1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания
образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;
2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;
3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;
4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта, в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;
5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;
6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;
7) в помещениях социальных служб;
8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;
9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;
10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, помещениях, составляющих общее имущество собственников комнат в коммунальных квартирах;
11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;
12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для
посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в
пригородном сообщении;
13) на автозаправочных станциях;
14) в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания.
Часть 1 ст. 6.24 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение
установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления
никотинсодержащей продукции или использования кальянов на отдельных
территориях в виде административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей, а нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака, потребления никотинсодержащей продукции или использования кальянов на детских площадках влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей (ч. 2 ст. 6.24 КоАП РФ).
Не менее важное значение имеет Федеральный закон от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».
Соответственно, с Федеральным законом № 171-ФЗ корреспондирует норма ч. 1 ст. 20.20 КоАП РФ, устанавливающая ответственность за потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных Федеральным законом.
ТЕЛЕФОНЫ ЭКСТРЕННЫХ СЛУЖБ,
КОНТАКТНЫЕ ДАННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЙ
Телефоны экстренных служб
Номера экстренных служб доступны в любой момент времени, даже при
финансовой блокировке услуг:
112 – Единый номер экстренных служб
101 – Пожарная служба
102 – Полиция
103 – Скорая помощь
104 – Служба газа
100 – Служба точного времени
Контактные данные учреждений
Контактные данные уполномоченной организации, осуществляющей оформление патента на работу
ФГУП «Паспортно-визовый сервис» МВД России
|
664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 117
|
Контактные данные трудовой инспекции
Государственная инспекция труда в Иркутской области
|
664007, г. Иркутск, ул. Софьи Перовской, 30, тел. (3952) 45-85-03
|
Контактные данные территориальных органов МВД России
Наименование территориального подразделения
|
Адрес, телефон
|
Отделение № 1 Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское»
(Правобережный округ)
|
664035, г. Иркутск, ул. Николаева, 5, тел. (3952) 77-87-95
|
Отделение № 2 Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское»
(Октябрьский округ)
|
664047, г. Иркутск, ул. Красных Мадьяр, 80, тел. (3952) 25-10-21
|
Отделение № 3 Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское»
(Свердловский округ)
|
664056, г. Иркутск, ул. Академическая, 70, тел. (3952) 42-32-62
|
Отделение № 4 Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское»
(Ленинский округ)
|
664014, г. Иркутск, ул. Трактовая, 35, тел. (3952) 28-01-47
|
Отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Братское»
|
665708, г. Братск, ул. Подбельского, 33а, тел. (3953) 46-98-22
|
Отделение по вопросам миграции МО МВД России «Зиминский»
|
665390, г. Зима, ул. Подаюрова, 4, тел. (39554) 3-28-07
|
Отделение по вопросам миграции отдела полиции (дислокация г. Саянск) МО МВД России «Зиминский»
|
666305, г. Саянск, мкр. Октябрьский, 1, тел (39553) 7-23-16
|
Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Черемховский»
|
665413, г. Черемхово, ул. Плеханова, 34, тел. (39546) 5-55-30
|
Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Тулунский»
|
665253, г. Тулун, ул. Суворова, 13, тел. (39530) 4-70-11
|
Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Усольский»
|
665459, г. Усолье-Сибирское, ул. Сеченова, 22, тел. (39543) 6-81-85
|
Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Усть-Илимский»
|
666681, г. Усть-Илимск, пр-т Мира, 24, тел. (39535) 5-69-75
|
Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Черемховский»
|
665413, г. Черемхово, ул. Плеханова, 34, тел. (39546) 5-55-30
|
Отдел по вопросам миграции УМВД России по Ангарскому городскому округу
|
665826, г. Ангарск, мкр. 12, 21, тел. (3955) 69-25-50
|
Миграционный пункт отдела полиции-2 (дислокация п. Кутулик) МО МВД России «Черемховский»
|
669451, п. Кутулик, ул. 40 лет Победы, 33, тел. (39564) 3-72-61
|
Миграционный пункт пункта полиции (дислокация пгт. Балаганск) МО МВД России «Заларинский»
|
666391, п. Балаганск, ул. Кольцевая, 59, тел. (39548) 5-03-47
|
Миграционный пункт отдела полиции (дислокация с. Баяндай) МО МВД России «Эхирит-Булагатский»
|
669121, с. Баяндай, ул. Бутунаева, 4а, тел. (39537) 9-11-39
|
Отделение по вопросам миграции МО МВД России «Бодайбинский»
|
666904, г. Бодайбо, ул. Карла Либкнехта, 61, тел. (39561) 5-18-05
|
Миграционный пункт МО МВД России «Боханский»
|
669110, п. Бохан, ул. Инкижинова, 2, тел. (39538) 2-57-97
|
Отдел по вопросам миграции МУ МВД России «Братское»
|
665708, г. Братск, ул. Подбельского, 33а, тел. (3953) 46-98-22
|
Миграционный пункт отделения полиции (дислокация р.п. Жигалово) МО МВД России «Качугский»
|
666402, п. Жигалово, пер. Комсомольский, 8, тел. (39551) 3-15-43
|
Отделение по вопросам миграции МО МВД России «Заларинский»
|
666322, п. Залари, ул. Ленина, 12, тел. (39552) 2-21-38
|
Отделение по вопросам миграции МО МВД России «Зиминский»
|
665390, г. Зима, ул. Подаюрова, 4, тел. (39554) 3-28-07
|
Отделение № 1 Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское»
(Правобережный округ)
|
664035, г. Иркутск, ул. Николаева, 5, тел. (3952) 77-87-95
|
Отделение № 2 Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское»
(Октябрьский округ)
|
664047, г. Иркутск, ул. Красных Мадьяр, 80, тел. (3952) 25-10-21
|
Отделение № 3 Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское»
(Свердловский округ)
|
664056, г. Иркутск, ул. Академическая, 70, тел. (3952) 42-32-62
|
Отделение № 4 Отдела по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское»
(Ленинский округ)
|
664014, г. Иркутск, ул. Трактовая, 35, тел. (3952) 28-01-47
|
Миграционный пункт отдела полиции (дислокация р.п. Магистральный) МО МВД России «Усть-Кутский»
|
666504, п. Магистральный, мкр. 2, 2 – 1, тел. (39562) 4-17-50
|
Миграционный пункт МО МВД России «Качугский»
|
666203, п. Качуг, ул. Каландарашвили, 27а, тел. (39540) 3-14-02
|
Миграционный пункт пункта полиции (дислокация с. Ербогачен) МО МВД России «Киренский»
|
666611, с. Ербогачен, ул. Советская, 1, тел. (39560) 2-15-58
|
Миграционный пункт МО МВД России «Киренский»
|
666703, г. Киренск, ул. Декабристов, 8, тел. (39568) 4-40-13
|
Отделение по вопросам миграции отдела полиции (дислокация п. Куйтун) МО МВД России «Тулунский»
|
665301, п. Куйтун, ул. Тургенева, 1 а. (39536) 5-25-70
|
Миграционный пункт отдела полиции (дислокация п. Мама) МО МВД России «Бодайбинский»
|
666811, п. Мама, ул. Победы, 1, тел. (39569) 2-15-72
|
Отделение по вопросам миграции ОМВД России по Нижнеилимскому району
|
665564, г. Железногорск-Илимский, квартал 6а, 10, тел. (39566) 3-37-32
|
Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Нижнеудинскому району
|
665106, г. Нижнеудинск, ул. Ленина, 47, тел. (39557) 7-15-04
|
Миграционный пункт отдела полиции (дислокация п. Новонукутский) МО МВД России «Заларинский»
|
669401, п. Новонукутский, ул. Ленина, 20, тел. (39549) 2-11-95
|
Миграционный пункт отдела полиции (дислокация с. Еланцы) МО МВД России «Эхирит-Булагатский»
|
666130, с. Еланцы, ул. Советская, 8, тел. (39558) 5-29-83
|
Миграционный пункт отдела полиции (дислокация п. Оса) МО МВД России «Боханский»
|
669200, п. Оса, ул. Свердлова, 51, тел. (39539) 3-24-12
|
Отделение по вопросам миграции ОМВД России по Слюдянскому району
|
665904, г. Слюдянка, ул. Кутелева, 53, тел. (39544) 5-21-25
|
Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Тайшетскому району
|
665009, г. Тайшет, мкр. Новый, 2, тел. (39563) 2-33-21
|
Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Тулунский»
|
665253, г. Тулун, ул. Суворова, 13, тел. (39530) 4-70-11
|
Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Усольский»
|
665459, г. Усолье-Сибирское, ул. Сеченова, 22, тел. (39543) 6-81-85
|
Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Усть-Илимский»
|
666681, г. Усть-Илимск, пр-т Мира, 24, тел. (39535) 5-69-75
|
Отделение по вопросам миграции МО МВД России «Усть-Кутский»
|
666784, г. Усть-Кут, ул. Кирова, 93а, тел. (39565) 5-12-19
|
Миграционный пункт отдела полиции (дислокация р.п. Усть-Уда) МО МВД России «Боханский»
|
666352, п. Усть-Уда, ул. Ленина, 2, тел. (39545) 3-15-79
|
Отдел по вопросам миграции МО МВД России «Черемховский»
|
665413, г. Черемхово, ул. Плеханова, 34, тел. (39546) 5-55-30
|
Отделение по вопросам миграции ОМВД России по Чунскому району
|
665544, п. Чунский, ул. Ленина, 39, тел. (39567) 2-20-86
|
Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Шелеховскому району
|
666034, г. Шелехов, квартал 7, 13, тел. (39550) 4-38-66
|
Отделение по вопросам миграции МО МВД России «Эхирит-Булагатский»
|
669001, п. Усть-Ордынский, ул. 50 лет Октября, 44, тел. (39541) 3-04-15
|