Отмена комиссии за оплату потребителями платежей государственным органам через систему быстрых платежей (СБП)
Банк России установил, что с 1 ноября 2024 года потребители смогут оплачивать государственные услуги, такие как оплата за детский сад, секции, кружки, а также платежи, начисляемые государственными органами, например, налоги, гос.пошлины, штрафы и т.д. через систему быстрых платежей без комиссии.
Отмена комиссии за оплату услуг ЖКХ для льготных категорий граждан
В соответствии с Распоряжением Правительства № 1059-Р от 27.04.2024, с 1 июля 2024 года комиссия за оплату услуг ЖКХ НЕ ВЗИМАЕТСЯ со следующих категорий граждан:
- пенсионеров;
- инвалидов;
- ветеранов боевых действий;
- лиц, старше 18 лет, входящих в состав многодетной семьи;
- членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий.
Блокировка банком подозрительных переводов
С 25 июля 2024 года все банки обязаны приостанавливать на 2 дня переводы на счета, замеченные в мошеннических схемах.
В данный период банк не проведет подозрительную операцию, даже в случае, если потребитель повторит операцию. При этом сообщит причину блокировки операции.
Данный период необходим потребителю для того, чтобы здраво оценить ситуацию, посоветоваться с родственниками, принять взвешенное решение.
Если же спустя 2 дня потребитель сделает новый перевод на тот же счет мошенников – банк проведет операцию, при этом ответственность в данном случае с банка снимается.
В случае если карта или счет, на который потребитель намерен перевести денежные средства находится в базе мошеннических, а банк не приостановил операцию по переводу – в этом случае банк обязан будет возместить потерянную сумму.
Банк также обязан блокировать нетипичные для конкретного человека переводы, в этом случае учитывается время перевода, сумма, подозрительная активность и т.д. Период блокировки по данным основаниям также составляет 2 дня. Банк также уведомляет о причине блокировки перевода, однако в этом случае, если потребитель повторит перевод – банк его проведет.
Обязанность банков и иных финансовых организаций отвечать на жалобы потребителей
С 1 июля 2024 года банки и иные финансовые организации обязаны рассматривать и отвечать на обращения граждан в течение 15 рабочих дней.
Свое заявление необходимо вручить под подпись либо направить Почтой России или в электронном виде, главное, чтобы было подтверждение направления заявления.
Если в установленный срок ответа не поступило, либо ответ не удовлетворил потребителя – потребителю необходимо обратиться в Банк России, приложив свое обращение и ответ банка (если таковой имеется).
Возможность должника самостоятельно продать заложенное по ипотеке жилье
С 11 сентября 2024 года вступили в силу поправки, внесенные в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», позволяющие должнику самостоятельно продать заложенную по ипотеке недвижимость по рыночной стоимости. Для реализации данного права, должнику необходимо обратиться в банк с заявлением. Банк обязан рассмотреть данное заявление в срок до 10 рабочих дней.
Однако в следующих случаях должник не сможет воспользоваться правом самостоятельной продажи заложенной недвижимости:
- если заемщик проходит процедуру судебного или внесудебного банкротства;
- если недвижимость заложена по другим договорам;
- в случае, когда банк уже начал процедуру взыскания имущества.
На самостоятельную продажу должнику дается 4 месяца. В этот период банк не имеет права подать иск в суд, чтобы забрать заложенную недвижимость.
Сумма от продажи поступит на счет банка. Банк удержит остаток долга на момент продажи, остальную сумму перечислит заемщику.
По вопросам защиты прав потребителей можно обратиться: г. Усолье-Сибирское, ул. Ленина, 73, каб. №6, тел.: 8(39543) 6-79-24, kp-zpp.us@yandex.ru
Консультационный пункт по защите прав потребителей филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области» в городе Усолье-Сибирское, Усольском, Черемховском и Аларском районах