12+

Интернет-грамотность потребителя

Ежегодно 15 марта международная общественность отмечает Всемирный день защиты прав потребителей (World Consumer Rights Day). Впервые День был отмечен 15 марта 1983 года, когда он был закреплен в международном календаре праздничных дат как Всемирный день защиты прав потребителей. И с тех пор проводится ежегодно, причём мероприятия Дня каждый год посвящены определённой теме, которая определяется Всемирной организацией союзов потребителей.

В 2018 года тематика Всемирного дня защиты прав потребителей «Making digital marketplaces fairer» - «Сделаем цифровые рынки справедливыми и честными», посвященная вопросам продаж и оказания услуг в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

По наблюдениям Консультационного пункта для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Иркутской области» в г.Усолье-Сибирское и Усольском районе граждане обращаются за консультацией, как правило, уже после того, как их потребительские права нарушены, и требуется их восстановление с использованием тех или иных способов и средств защиты, предусмотренных законодательством, о которых потребителю неизвестно.

Слабая правовая грамотность потребителей   выражается в виде:

- заблуждения потребителя относительно правильности толкования норм права, в частности правовых норм, регулирующих сферу защиты прав потребителей;

- неспособности потребителя самостоятельно определить правовую природу заключаемых им договоров или подписываемых документов;

- неспособности потребителя дать правильную оценку совершаемых им или контрагентом (продавцом, исполнителем, изготовителем) действий (либо бездействия указанных лиц), относительно именно юридической значимости и важности указанных действий (бездействия).

Причиной слабой правовой грамотности зачастую является банальное незнание потребителем действующего законодательства в сфере защиты прав потребителей либо поверхностное знание данного законодательства. Эти обстоятельства могут быть следствием либо простого незнания законодательства, либо обычного нежелания потребителя изучать законодательство в сфере защиты прав потребителей.

На сегодняшний день практически каждый человек на регулярной основе приобретает товары путем розничной купли-продажи дистанционным способом. Недостатки и преимущества дистанционной торговли заключаются в следующем:

  1. покупателю не нужно выезжать в магазин, всю информацию о товаре он может почерпнуть с сайта продавца;
  2. покупатель не имеет возможности потрогать и осмотреть со всех сторон нужную ему вещь, и он вынужден доверять тем характеристикам, которые представлены в каталоге интернет-магазина.

В настоящее время со стороны недобросовестных продавцов прослеживается тенденция к введению покупателей в заблуждение посредством распространения ложной или неполной информации о предлагаемом товаре в силу отсутствия у покупателя реальной возможности ознакомиться с указанным товаром на момент его приобретения. В связи с этим, особое значение приобретают «Правила продажи товаров дистанционным способом» утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612 и положение п. 4 ст. 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» о наличии у покупателя возможности отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение 7 дней, либо в течение 3 месяцев при условии непредоставления в письменной форме в момент доставки товара информации о порядке и сроках его возврата.

Потребитель может возвратить товар надлежащего качества, только в том случае, когда:
1) сохранен товарный вид товара;

2) сохранены потребительские свойства;

3) имеется документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара (если у потребителя отсутствует документ, подтверждающий факт и условия покупки товара, то это не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца).

Вернуть можно только товар, который не был в употреблении.

Для возврата следует:

  • Отправить письменную претензию (заявление) или связаться с менеджером на интернет-сайте и договориться о способе возврата;
  • Отправить копию чека или договора;
  • Узнать адрес, по которому пересылается возвращаемый товар;
  • Переслать товар обратно в магазин по почте или с курьером.

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем.

При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку от покупателя возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Возврат товара ненадлежащего качества при дистанционной покупке

Покупатель вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены.

- отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.

Стоит отметить, что требование о замене товара или возврате денежных средств в отношении технически сложных товаров подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

В отличие от товара надлежащего качества, товар с недостатками должен быть возвращен продавцу (по его требованию) за его счет.

Если обнаружены недостатки товара, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю.

Покупатель вправе также потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества.

Популярное

Хайтинский фарфоровый завод возобновляет свою деятельность

01-02-2017Новости

Хайтинский фарфоровый завод с первого февраля возобновляет свою деятельность. Начнут с выпуска сувенирной продукции.  На этой неделе на территори...

Подробнее

Наш адрес

Иркутская область, Усольский район , рп. Белореченский д. 100, приемная мэра Усольского района: телефон-факс - 8(39543)21210, email: urmo@list.ru

О районе

Дата образования района - 1925г. Площадь района – 6,3 тыс. км2. Численность населения района на 01.01.2016 г. – 51,0 тыс. человек.Район расположен в южной части области, соседствуя на западе с Черемховским, на севере с Боханским, на востоке Ангарским, Шелеховским и Слюдянским районами, на юге с республикой Бурятия

Группа Вконтакте