Обращения граждан РФ
Правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией РФ, международными договорами РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами.
На основании и во исполнение федеральных законов федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, конкретизирующие порядок рассмотрения обращений граждан либо в соответствующих органах или их системах. Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах Федеральной службы безопасности. Утв. приказом ФСБ России от 22 января 2007 г. № 21; Инструкция о порядке рассмотрения обращений граждан в центральном аппарате Министерства иностранных дел Российской Федерации. Утв. приказом МИД России от 6 июня 2007 г. № 8190.. Характерно, что в административных регламентах осуществления функций или оказания государственных услуг органами и подведомственными им учреждениями включаются положения о порядке обжалования действий (решений) их должностных лиц.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ могут устанавливать положения, направленные на защиту права граждан на обращение, в том числе устанавливать гарантии права граждан на обращение, дополняющие гарантии, установленные федеральным законом.
Право на обращения граждан РФ является конституционным, закрепленным в ст. 33 Конституции РФ, в соответствии с которой они имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Однако содержание этого права и механизм его реализации еще не получили должного правового регулирования. Отсутствует единый федеральный закон по этому вопросу, а законы об обращениях, принятые в ряде субъектов РФ, естественно, не восполняют образовавшегося пробела в данной области.