Налоговая система Усольского района в 1920-1930-е годы
В результате революций 1917 года – произошло изменение политической и государственной власти в России. С приходом партии большевиков к управлению страной, начинается время военного коммунизма, которое характеризуется, в частности, отсутствием четкой налоговой системы.
С 1917 года по 1921 год было стремление перевести страну на натуральное обложение. В результате этого к началу 1921 года страна была почти полностью переведена на натуральное обложение, и это привело к обесцениванию рубля и налогов.
С переходом, весной 1921 года, к новой экономической политике появилась необходимость возврата к еще недавно отмененным приемам финансовой политики – восстановление денежных налогов.
За неуплату налогов судили. Доказательством этому служат отдельные выписки из постановления Уполномоченного УФО по ликвидации в Усольском районе всех недоимок по Государственным налогам:
«За категорический отказ уплатить недоимки по продналогу за 1922-23 г.г. и по денналогам за 1923 год гр. Усольской волости села Н.Жилкина: Ж. – 87 п. единнатурналога и 158 руб. деньгами. Ж. – 144 р., Ж. – 171 п. единнатурналога, К. 34 п. 20 фун. единнатурналога и К. 41 п. 01 ф. единнатурналога, кои, согласно обследования члена Волисполкома тов. Н. являются состоятельными хозяевами, постановил: Подвергнуть аресту каждого на 5 суток при районной Милиции в селе Усолье с предупреждением, их, что в случае не уплаты недоимок в трехдневный срок полностью, после отбытия арестов, они будут отданы под суд по 2 части 79 ст. Уголовного кодекса, а на имущество их, на основании 28 ст. правил взимания налогов и сборов, будет наложен арест, для продажи его с торгов без суда. О времени приведения постановления в исполнение донести мне поручаю финагенту Л.
Уполномоченный по ликвидации недоимок Ревизор Уфинотдела /подпись/
№ 277
16 июля 1923 г.
с. Усолье»[1]
В период новой экономической политики наиболее четко просматривается роль налоговой политики в общей экономической политике страны, когда наряду с использованием других механизмов налоговая политика позволила в короткие сроки коренным образом изменить положение в сельском хозяйстве и в экономике страны в целом. Наряду с введением большого количества ставок в отношении крестьянства и коллективных хозяйств при взимании сельскохозяйственного налога широко принималась система специальных фондов финансирования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Говоря о развитии сельскохозяйственного налога, следует отметить, что первоначально он складывается как налог, основанный на поземельном принципе, в дальнейшем с каждым годом он формировался как поземельно-поимущественный налог.
Возродив частную торговлю и промышленность и восстановив тем самым объекты обложения, правительство, несмотря на возражение, что введение налогов приведет к расширению бюрократического аппарата, приступило к формированию механизма обложения дополнительного дохода граждан.
В 1928 году налоговая система состояла в основном из семи прямых и семнадцати косвенных налогов, что приводится далее (из постановления Усольского городского Совета от 16 марта 1931 года):
- Налог со строений
- Сбор с отпускаемой из лесной дачи древесины
- Налог с транспортных средств
- Налог со скота
- Налог с посетителей публичных зрелищ и увесилений
- Регистрационный сбор с владельцев собак
- Земельная рента [2]
Налог с транспортных средств:
а. С выездной лошади – 30 руб.
б. С рабочей лошади – 6 руб.
в. С лошади или других животных, работающий в извозе в год 12 рублей
г. С мотоциклов, моторных лодок, служащих для личного пользования с каждой силы в год – 2 руб. 40 коп.
д. С велосипедов в год – 2 руб.
е. С лодки или ялика д/перевозки людей в сезон – 2 руб.
ж. Паромов, яхт или грузовой лодки в сезон – 12 руб.
Налог со скота
С головы крупного рогатого скота от 2-х лет и старше – 6 руб.
Налог с посетителей публичных зрелищ и увесилений
а. Драматические, оперные балетные и симфонические постановки, художественные и иные выставки, платные лекции, диспуты, гуляния в садах – 5 % с цены билета
б. Кино, концерты, литературные и музыкальные вечера и утра – 7 % с цены билета
в. Спортивные заседания /площадки для спорта, катки, лыжные стадионыи проч./, общественные игры, цирки, экстрады, мех театры, аттракционы, карусели, качели, зверинницы и паноаптикумы – 5 % от цены билета
г. Зрелища легкого жанра, оперы, фапсы, кабарэ, легкие комедии, миниатюры, скетки и буфета – 10 % от цены билета
д. Бега, скачки и проч. состязания – 10 % от цены билета.
е. Маскарады, танцы, вечера и зрелища легкого жанра со столикими - 30 % от цены билета
ж. Биллиарды - 15 % плата за игру.
Регистрационный сбор с владельцев собак
Для лиц наемного труда в общих мастерских, членов производственных артелей, входящих в кооперативные объединения
Охотничья – 4 рубля в год; Комнатная – 6 рублей в год; Дворовая – 2 рубля в год
Для прочих категорий:
Охотничья – 5 рубля в год; Комнатная – 7 рублей в год; Дворовая – 3 рубля в год[3]
В последствии практика построения местных бюджетов на основе законодательства о налоговой реформе обнаружила целый ряд весьма существенных недочетов и весьма отрицательных последствий, вытекающих из того, что новое распределение доходов было построено на слишком схематическом подходе к местному бюджету в общих цифрах по Союзу ССР, без дифференцированного его анализа. При значительной неравномерности экономического развития различных районов Союза ССР и при концентрации одного из главных источников доходов – местной промышленности – в основных промышленных районах, налоговая реформа привела к существенным территориальным изменениям в поступлении доходов: в промышленных районах она вызвала крупный прилив средств, в остальных же, наоборот, все основные местные доходы оказались поглощенными поступающим в союзный бюджет налогом с оборота, местные бюджеты в связи с этим стали дефицитными.
Справедливо будет сказать и то, что ели бы не данные изменения и налоговые реформы тех лет, не было бы перспективы дальнейшего развития налоговой системы нашего государства. Что говорят: на ошибках учатся. Примером этому и является современная и качественная налоговая система нашей страны.
Ведущий специалист Астахова Е.В.
[1] Архивный отдел аппарата администрации Усольского муниципального района Иркутской области – Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 1. Л. 4.
[2] Архивный отдел аппарата администрации Усольского муниципального района Иркутской области – Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 6. Л. 29.
[3] То же, Ф. Р-3. Оп. 1. Д. 6. Л. 29-30.