Архивные фонды Усольского района хранят информацию и документы о событиях давно минувших дней. Одно из таких событий- развитие здравоохранения района.
Великая Октябрьская социалистическая революция, построение социализма открыли перед здравоохранением новые пути развития. Охрана здоровья народа стала одной из важнейших функций государства. Была создана широкая сеть медицинских учреждений и вузов. Сформулированные, уже в первые годы Советской власти, организационные принципы здравоохранения исходили из развитых В.И.Лениным марксистских положений о социальной обусловленности общественного здоровья, задачах построения социалистического государства, осуществляющего заботу о здоровье трудящихся, путем социально-экономических и медицинских мероприятий. Но, взятый курс страны на индустриализацию и коллективизацию, в условиях нехватки капиталов, вел к увеличению разрыва между экономической и социальной сторонами развития. При значительном увеличении капиталовложений в промышленность доля расходов на социальную сферу и здравоохранение сокращалась. Остро ощущался недостаток квалифицированных специалистов.
«Из резолюции по докладу лечебно-профилактического сектора и задачах на 1935 г.:
Очень остро стоит вопрос с медицинскими кадрами, на лицо огромная текучесть, особенно в селе, что объясняется главным образом отсутствием должного внимания к врачу и его материально-бытовому положению со стороны районных организаций /не предоставление квартир, топлива, систематическая задержка зарплаты, неудовлетворительное снабжение/.»[1]
В данном докладе говорится о том, что больницы должны быть ближе к совхозам и колхозам, что предприятия, колхозы, местные советские органы должны помогать с продуктами, бельем, оборудованием, топливом, транспортом. Пока не будут укомплектованы медработниками пустующие больницы, новых не открывать. На ряду с лечением, нужно проводить профилактические работы, для этого к каждому колхозу прикрепляют врача или средний медперсонал. Врачебные пункты должны посещаться специалистами из районных центров. В больницах необходимо организовать библиотеки, выписки газет и журналов, комнаты отдыха, обустроить площадки для прогулок и игр. Проводить систематическую работу по повышению знаний.
Для обеспечения нужд Края специальными видами медпомощи планировалось провести необходимые мероприятия:
По туберкулезу:
Организовать тубдиспансеры в Чите и Черемхово и Тубпункты в Залари, Качуге, Тулуне и Усолье….
По венболезням:
Обеспечить острозаразные формы стационарным лечением, для чего открыть вендиспансеры в Черемхово, Тулуне, венкабинеты в Усолье, Слюдянке и поселке Ленино…
Кадры:
При выделении кадров обеспечить в первую очередь те районы, которые проявляют должную заботу в материально-бытовом положении врачей и среднего медперсонала, в случае не предоставления врачам квартир, систематической задержке зарплаты, не разрешения вопросов с питанием снимать врачей и перебрасывать в районы, обеспечивающие им элементарную заботу.»[2]
Обращали внимание на санитарное состояние стационаров. В больницах недостаточно было не только врачей, но и чистоты и вежливого отношения к больным.
«26 февраля 1936 г.
Предпринятое в январе с.г. Леч.проф.управлением Крайздрава обследование ряда районных больниц выявило следующее положение их:
Усольская больница. Бесхозяйственность и грязь. Зав.больницей совершенно не занимается вопросами административного порядка. Отсутствует труддисциплина, младший персонал груб, не инструктирован. Больница находится во власти полного самотека. Работа больницы не организуется…»[3]
Из постановления Президиума Усольского районного Исполнительного комитета от 13 июля 1935 г. Протокол № 21 п. 4:
«Заслушав доклад заведующего Усольской райбольницей тов. Дмитриева о работе и состоянии Райбольницы, Президиум Усольского райисполкома констатирует, что наряду с некоторым улучшением хозяйственного обслуживания больных, имеют место факты плохого и грубого обслуживания больных со стороны низшего обслуживающего персонала больницы, также отсутствие профилактических мероприятий и в достаточной степени борьбы с нелегальным абортарием и «бабками», наплевательского отношения Районного отделения Милиции на оформление дел на «абортисток» и «бабок». Отсутствие среди медперсонала профсоюзной, массовой работы, соцсоревнования и ударничества, все, что является основным тормозом в перестройке работы больницы…»[4]
Но, как и всегда это бывает, есть исключения – Хайтинская больница, где медперсонал старался сделать многое для больницы и ее пациентов.
Из постановления заседания Президиума Усольского Райисполкома протокол № 28 п. 1 от 23/12-1935 г.:
«Заслушав доклад т. Щуко о работе Хайтинской больницы за 7 месяцев 1935 г., Президиум Райисполкома констатирует, что, несмотря на ряд существенных недостатков, имеющих место в финансовой деятельности больницы, в недостаточном ведении массово-разъяснительной работы, большая смертность больных и т.д., благодаря старанию медицинского персонала и главным образом инициативе и способности заведывающего больницей т. Щуко и всего коллектива Хайтинская больница стоит на одном из мест больницы амбулатории Усольского района. Имеются неплохие отзывы рабочих Сибфарфора и колхозников прилегающих колхозов о внимательном и заботливом отношении к больным.
С абортами в то время вообще дела обстояли очень строго, и было предпринято очень много мер для того, чтобы снизить их количество.
Несмотря на нехватку медицинских кадров Усольским райисполком в 1935 году было принято решение о необходимости организации скорой медицинской помощи в ночное время суток.
Выписка из протокола № 25 Заседания Президиума Усольского Райиспокома ВСКрая, состоявшегося 3/08-1935 г.
«Считать необходимым организацию экстренной врачебной скорой помощи по г. Усолье в ночное время, для чего на содержание врача, рабочего и лошади выделить из фондов неиспользованной зарплаты со ставкой – врачу 300 рублей, рабочему 85 рублей и лошадь 10 рублей в месяц.»[5]
В связи с тем, что Иркутские городские больницы перегружены больными, которые не нуждаются в экстренной помощи и которым медицинская помощь может быть оказана на местном уровне, был принят порядок направления больных в областные больницы г. Иркутска.
«Ввиду чрезвычайной загруженности Иркутских клиник городской больницы хирургическими и терапевтическими больными, в связи с тем, что в г. Иркутск направляются, как правило, больные, не нуждающиеся в клиническом лечении, что приводит к созданию очередей, необходимость проживания в г. Иркутске до момента поступления в стационар и ставит больных в весьма тяжелое положение /нет квартир, трудности с питанием и т.д./.
Восточно-Сибирский Крайздрав устанавливает порядок направления хирургических и терапевтических больных:
1.Выделяются межрайонные хирургические базы, куда необходимо направлять всех хирургических и терапевтических больных, в том случае, если местные врачи в условиях своей больницы не смогут оказать соответствующей медицинской помощи /например, грыжу можно оперировать в местной райбольнице, но резекцию желудка в райбольнице не могут сделать, поэтому такого больного нужно направлять в межрайонную больницу.
2. В г. Иркутск для лечения больные могут быть направлены только по заключению врачей межрайонной больницы и запроса Иркутска.
3. Направление больных в межрайонные больницы должно производиться Райздравом на основании заключения врачей района /больницы, амбулатории/. В клиники – по заключению врачей межрайонной больницы.
4. …
5. При направлении больных Райздрав выдает на руки больному удостоверение, в котором указывает фамилию больного, куда и почему направляется, сумму денег, выданную Райздравом на проезд больного в оба конца.
6. Лечение больных в межрайонных больницах бесплатное.
Зав.леч.проф.управлением Крайздрава /подпись/ /Рицик/»[6]
В области здравоохранения в предвоенные годы была проведена широкая система мероприятий, целью которых было улучшение народного здоровья, предупреждение заболеваний, обеспечение здоровых условий труда и быта, высокой работоспособности, снижение смертности и т.д. Накануне войны здравоохранение достигло высокого уровня развития.
Ведущий специалист архивного
отдела аппарата администрации
Усольского муниципального
района Иркутской области Астахова Е.В.
[1] Архивный отдел администрации МР УРМО. Ф. 28. Оп. 2. Д. 1. Л. 34.
[2] То же. Ф. 28. Оп. 2. Д. 1. Л. 38,39,42.
[3] Архивный отдел администрации МР УРМО. Ф. 28. Оп. 2. Д. 1. Л. 31.
[4] То же. Ф. 28. Оп. 2. Д. 1. Л. 107.
[5] То же. Ф. 28. Оп. 2. Д. 1. Л. 118.
[6] То же, Ф. 28. Оп. 2. Д. 1. Л. 6